Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Искусственное освещение в художественной мастерской

Всем известно, сколь значимую роль в мастерстве изобразительного искусства играет освещение – его, пожалуй, можно назвать главным фактором успеха картин после наличия таланта у самого художника. Хотя наилучший выбор – это естественный свет, его, к сожалению, можно эксплуатировать не всегда. Творческие люди работают без сна и отдыха, не только от рассвета до заката, а почти круглосуточно. Таким образом, становится очевидным, что на определённом этапе искусственное освещение должно гармонично подменить собой солнечный свет, сохранив восприятие красок и форм на полотне. Вдобавок, под теми же углами должны освещаться объекты, которые художник переносит на полотно – будь то фрукты с вазами или черты лиц натурщиков.

Любопытно отметить, что солнечный свет для представителей рассматриваемого ремесла имеет двоякое значение. С одной стороны, он считается эталонным и наиболее простым по спектру, а с другой – наоборот, вредным для передачи достоверности при чрезмерной яркости. В связи с последним художникам даже рекомендуется использовать для работы помещения, в которых окна выходят на север, дабы свет был более мягким и рассеянным, а всю недостающую освещённость можно было бы получить от светильников. В мастерских, смотрящих на южную сторону, принято применять жалюзи, которые экранируют часть светового потока и направляют его требуемым образом. Особенно важно, чтобы их пластинки были белого или серого цвета, поскольку цветные модели или изделия с рисунками спровоцируют появление нежелательных световых пятен и исказят цвета объектов – как в помещении, так и на холсте.

 

 Верхнее освещение в художественной мастерской

 

Формирование световой картины

В отличие от большинства обычных людей, которые без претензий готовы оставить определённые допуски в освещении, художники себе такую роскошь позволить не могут. В их сфере каждое послабление правил чревато существенным снижением качества работы, так что требования к постановке света весьма жёстки. При оборудовании мастерской принята такая последовательность действий:

  • в первую очередь определяется естественная световая картина в помещении – с учётом стороны света, времени года и местоположения здания относительно затеняющих объектов;
  • затем подбираются настенные и потолочные светильники, которые оснащены плафонами, способными обеспечить требуемый баланс между рассеиванием и направленностью света;
  • после этого опытным путём определяются такие лампочки, которые следует использовать при работе над очередным полотном – по их яркости, углам рассеивания, уровню цветопередачи и, конечно же, цветовой температуре.

Света в мастерской должно быть не много и не мало. Важно разместить приборы освещения и подвести к ним питание таким образом, чтобы включать их можно было поштучно или небольшими группами. Это позволит плавно переходить с естественного освещения на искусственное с приходом сумерек без существенных потерь в общей световой картине. Пересвеченность для живописцев ничуть не лучше недостаточной освещённости, а потому только грамотно выстроенный, динамичный баланс может стать по-настоящему эффективным в данном контексте.

Общие принципы освещённости мольберта в целом похожи на аналогичные требования к рабочему месту работника или школьника. Для правшей важно иметь источник света слева, а для левшей – справа. Отличие от традиционных подходов будет состоять лишь в том, что художнику необходим более яркий световой фон за спиной и перед глазами, чего совершенно не нужно ученикам и офисным сотрудникам. Сформировать такой фон способны современные светодиодные панели, особенно крупные модели без дополнительных отражателей. Разместив в небольшой комнате на потолке четыре подобных прибора с нейтрально-дневным оттенком свечения и средней мощностью можно добиться идеальной общей освещённости даже для вечерних и ночных условий работы. Художнику останется менять только направленный свет, согласующийся с объектом рисования, размерами картины и другими факторами.

Важная задача – создать хорошую общую освещённость в помещении для повышения видимости деталей, и лишь после этого переходить к размещению приборов, которые будут распространять лучи однонаправленно и формировать тени. Хотя последнее предложение может показаться противоречащим всему сказанному ранее, однако для художника невозможно передать перспективу и объём без теней. И чем отчётливее они будут видны в реальности, тем правдоподобнее получится изображение на холсте.

В качестве источников направленного света можно использовать не только потолочные модели, но и светильники на струбцинах иприщепках. Такие устройства позволяют обеспечить дополнительную мобильность освещения и гибкость в его перенастройке при смене экспозиции. Большинство подобных изделий оснащены ножкой с поворотным плафоном, что делает возможным задание точных углов свечения. Кроме того, за счёт лёгкости светильники на прищепках можно зафиксировать прямо на раме мольберта и создать локальное освещение, воспользовавшись не очень яркой лампой, защищающей глаза от раздражающего отражения света бумагой.

В последнее время появилась мода использовать для живописи задний свет: художник оказывается освещён со спины выше его роста, благодаря чему тень от тела на мольберт не падает, зато повышается общая освещённость полотна и объектов, расположенных в поле зрения мастера. Раньше такой подход считался неканоническим и его старались избегать, затем использовали потолочные приборы, которые неверно распределяли лучи в помещении, а в последние годы многие живописцы перешли на торшеры современного типа, оснащённые не только поворотным плафоном, но и чрезвычайно длинной изогнутой опорной ножкой. В таких изделиях важно иметь равномерное светораспределение, а потому художники всегда отдают предпочтение моделям с матовыми внутренними поверхностями, исключающими появление бликов.

 

 Линейные светильники в художественной студии

 

Подбор лампочек

Разумеется, одними только светильниками ограничиваться нельзя, ведь истинным источником света, непосредственно влияющим на результат, являются именно лампочки. Здесь важны три технических параметра: цветовая температура, величина фактического светового потока и индекс цветопередачи. Лампы накаливания в наше время в данной сфере уже не применяются – они дают неприятный жёлтый свет (около 3000 К), который искажает краски на полотне. Вместо них используют светодиодные лампочки с нейтральным оттенком свечения, имеющим цветовую температуру в диапазоне 5000-5500 К, что близко к рассеянному солнечному свету в погожий день. При таком освещении не устают глаза, а восприятие гаммы максимально соответствует реалистичному отображению объектов. В ряде случаев могут применяться более холодные тона, до 6000-7000 К, но это касается только тех случаев, когда необходимо получить немного синеватое освещение полотна и корректировать по нему остальные цвета.

Что касается мощности изделий, здесь художники подходят к вопросу крайне щепетильно. Их интересуют не энергосберегающие свойства лампочек, а их фактический световой поток. Согласно общепринятым стандартам, для изобразительного искусства оптимальным считается значение в 200 лм на 1 кв. м. площади помещения. То есть, для мастерской на тридцать квадратов мастеру потребуется целых 6000 лм. Это означает, что при выборе лампы первостепенное значение будет играть показатель светоотдачи (лм/Вт), а не сама мощность. В зависимости от производителя, мощность одинаковых по результирующим характеристикам изделий будет отличаться. Важно научиться быстро перевычислять в уме сумму фактических люменов, чтобы понимать, сколько и каких светодиодных лампочек потребуется в мастерской. Разделив значение на число светильников, можно получить искомое количество ламп. При условии, что плафоны на осветительных приборах подобраны правильно, необходимости в учёте поправочных коэффициентов не будет. Если же используются плафоны закрытого типа, следует взять запас в 15-20% – именно по величине светового потока, а не паспортной мощности прибора. В свою очередь, для светильников, у которых лампочка выглядывает из чаши плафона, никакие повышения величин не требуются. Напротив, в описываемой ситуации первое время световой поток может даже казаться избыточным, пока на лампочках естественным образом не образуется плёнка из пыли и фактическая освещённость не снизится на несколько процентов.

Индекс цветопередачи – это решающая техническая характеристика осветительной системы, непосредственно влияющая на реалистичность картины. Если в обычные жилые помещения рекомендуется ставить лампочки с показателем CRI не ниже 80 единиц, то в художественных мастерских значение этого показателя всегда обязано быть выше 90 ед. По причинам, во многом обусловленным самой технологией изготовления светодиодных источников света, наилучшие показатели будут у изделий с форм-фактором «сигара», а это лампы с цоколем Т8, подходящие для LED-панелей и ряда линейных светильников с заменяемыми лампочками. Ещё одно значимое преимущество сочетания приборов последнего типа со светоизлучающими элементами такого формата состоит в том, что в пределах мастерской они могут закрепляться буквально везде: и на потолке, и на стенах, и на мольберте, и на штативах для более адресной подсветки натурщиков или холста.

Некоторые художники умышленно не отступают от традиции использования вольфрамовых лампочек, поскольку данные изделия имеют высокий коэффициент цветопередачи. Что ж, с этим спорить сложно, однако минусов в такой политике больше, чем плюсов. Например, выставлять картину на экспозициях в последующем тоже можно будет только при таком же освещении, иначе её восприятие изменится. Написанное при жёлтом свете полотно окажется перегружено синим цветом, даже если пейзаж далёк от морского. Человеческий мозг компенсирует избыток жёлтого синим, из-за чего автор произведения может легко потерять чувство меры и впоследствии при дневном освещении картина потеряет свой шарм. Особенно губительно это для портретной живописи, поскольку в цвете человеческой кожи нет выраженных синих оттенков. Среди профессионалов явление избытка голубых тонов даже получило шутливое прозвище «эффект Аватара».

 

 Освещение для рисования

 

Рассеивание света как венец световой картины

Яркость и цветопередача – это лишь два столпа из трёх при формировании правильной световой картины. По-настоящему законченной она будет тогда, когда освещение получится рассеянным, заполняющим пространство и позволяющим работать над полотнами, сохраняя адекватное физическим реалиям восприятие объектов. Художники-пейзажисты лучше других понимают, что даже при всём наличии теней в природе, солнечный свет в целом распространяется довольно однородно и равномерно, он освещает скорее сверху-сбоку, нежели под постоянным углом. В свою очередь, для студийной живописи все природные явления приходится воссоздавать вручную.

В обычной жизни матовых плафонов было бы вполне достаточно, однако для художника нужна не фрагментарная имитация рассеивания, а его фактическое наличие. Более профессиональный способ – это применение специальных «молочных» стёкол в качестве светофильтров или установка софтбоксов для фотографирования в мастерской. Подобные решения хоть и эффективны, но достаточно затратны. Кроме того, так удобно освещать объекты на столе, составляющие натюрморт, или натурщика, но в качестве подсветки холста данный подход покажет невысокую эффективность.

Есть способ куда проще и дешевле: потолки оклеиваются однотонными белыми обоями или монтируются из гипсокартонных листов. В отличие от покраски, побелки или использования натяжных полотен, перечисленные варианты отделки не формируют жёсткого отражения, то есть, исключают вероятность появления световых пятен. Достаточно направить свет источников кверху – и художник получит мягкую рассеянную заливку мастерской равномерным светом. Единственный минус данного способа состоит в том, что заметный процент светового потока будет попросту теряться.

Однако сократить потери и повысить энергоэффективность можно при помощи использования прожекторов на штативах или посредством закрепления устройств на стенах. Их изначальный световой поток выше обычного, а потому один такой прибор способен легко заменить три-пять более мелких светильников. При выборе прожекторов нужно лишь следить за тем, чтобы они имели высокий индекс цветопередачи, поскольку у большинства изделий из данной категории этот показатель довольно посредственен. При наличии пары эквивалентных моделей, грамотно размещённых в помещении, можно добиться почти полного отсутствия теней на холсте.