Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Эффекты светового ослепления

Все мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда источник света расположен таким образом, что никак не удаётся подобрать позицию для удобной работы, чтения, просмотра телевизора или просто отдыха. В домашних условиях человек волен самостоятельно решить проблему, заменив лапочку, закрыв поплотнее шторы или пересев на другое место, но в общественном месте всё это невозможно. За столь неприятными явлениями обязаны следить специалисты – как на этапе планирования концепции помещения, так и во время установки осветительных приборов.

Довольно часто ослепление воспринимается нами как вполне нормальное явление: неприятное, но безвредное. Если подобный эффект непродолжителен, так и есть, однако если речь идёт о длительном пребывании или постоянной работе в таких условиях, это чревато нарушениями зрения и ухудшением настроения вплоть до серьёзной агрессии. На подсознательном уровне естественный свет раздражает нас несколько меньше: понимая, что источник дискомфорта нам неподконтролен и никакого злого умысла в происходящем нет, человек проще переносит кратковременное ослепление. В случае же, когда слепит неверно размещённый светильник, быстро находится повод обвинить нерадивых монтажников или инженеров. Как бы то ни было, любое подобное явление негативно сказывается на настроении человека, выбивает из ритма жизни, мешает полноценной трудовой деятельности.

 

 Комната с потолочным освещением

 

Природа слепящего света

Нетрудно представить себе ослепление светом в жаркий летний день: прямые лучи высокой интенсивности распространяются во все стороны, многократно отражаясь от окружающих поверхностей, непредсказуемо меняя углы и попадая нам в глаза с разных ракурсов. Типичными отражателями для условий улицы являются полированные корпуса машин, стеклянные витрины, окна высоких зданий, металлические объекты инфраструктуры. Те же самые вещи могут служить невольными источниками дискомфорта и для жителей нижних этажей. В последнем случае не удастся надеть солнцезащитные очки, как это можно сделать на улице – придётся сменить шторы на более плотные, откорректировать поворот жалюзи, иначе расставить мебель в квартире, а своё рабочее место или компьютер перенести на другое место.

Однако следует заметить, что сейчас мы охватили лишь узкий сектор источников светового ослепления – только природного происхождения, в светлое время суток и исходящий извне. Разумеется, слепить может и искусственный свет, продуцируемый чересчур выпирающей из маленького плафона светодиодной лампочкой или неудачно расположенным зеркалом напротив письменного стола. Таким образом, нередко выходит, что в течение светлой части дня человек скрывается от бликов в одной части дома, а по вечерам – в другой. Подобную практику нужно прекращать и как можно скорее. Единым решением послужит правильный подбор драпировки и приобретение качественного осветительного оборудования.

Начнём с того, как именно в нашем сознании формируется понятие комфортного освещения. Подсознательно человек отдельно оценивает яркость источника и результирующую освещённость пространства, цветовую температуру и равномерность распределения лучей по поверхности. Довершает картину субъективное ощущение достаточности получаемого освещения для требуемых целей. Хотя нормирование данной величины и производится, каждому из нас всё равно требуется собственная световая картина: некоторые не выносят бокового света, и приемлют только верхний, другие не любят холодных тонов и используют исключительно лампочки с тёплым оттенком, третьи предпочитают только рассеянный свет и неуютно себя чувствуют при полноценном прямом. Сходимся мы все лишь в одном: слепить глаза освещение не должно ни в каком случае.

В среде специалистов существует даже такая величина как показатель ослеплённости. Это безразмерный параметр, который регламентируется специальными нормативными документами в зависимости от сложности и точности работ. Чем они выше, тем меньшая величина данного показателя допустима. Соответственно, для бытовых условий, а не производства, параметр возрастает. Диапазон его обычного изменения – от 10 до 90 единиц, хотя при определённых условиях он может быть расширен в обе стороны для более чёткого описания световой картины.

Кроме того, в западных стандартах есть ещё две сходные величины – «индекс блёскости» и «вероятность зрительного комфорта». Первый однозначно указывает, насколько сильно поверхность будет отражать лучи, исходящие от светильника, измеряя это по собственной шкале. Второй показатель является более комплексным и привязан не отдельно к источнику света или к элементам окружения, а к результирующему явлению. Ещё не так давно вероятность зрительного комфорта относилась исключительно к промышленной сфере. Она замерялась по методу допустимой габаритной яркости как прямое слепящее воздействие с разлётом лучей под углом от 45° до 90°. С появлением новых светодиодных светильников, у которых углы рассеивания могут составлять 120°, 150° или даже 170°, такая методика несколько устарела. Теперь в Европе и США используется новый обобщённый параметр – показатель дискомфорта от ослепления. В него включено негативное воздействие ото всех источников света, формирующих слепящую блёскость на рабочем пространстве. Чтобы упростить задачу по оценке данной величины, все производители обязаны иметь специальные таблицы с нормированными значениями этого показателя для каждой модели светильников.

С точки зрения оптики отражения имеют очень разную природу. К примеру, отражающие свойства объекта и фона заметно отличаются от обычного равномерно-диффузного отражения. Фактически, глянцевые поверхности элементов самого светильника сами продуцируют ненужные блики, попадая в поле зрения человека. Особенно этим грешат металлические модели и хрустальные люстры с обилием светоотражающих элементов. При этом распределение света по всему помещению в целом может как понизить контраст, увеличив сложность зрительной задачи, так и повысить его, упростив работу.

Чаще всего к появлению наиболее привычной нам блёскости приводит сочетание направленного, рассеянного и зеркального отражения. Человеческий глаз начинает воспринимать объекты сквозь световые пятна, фрагментарно понижающие контраст объектов с окружением. В результате дискомфорт переходит в полноценное раздражение, неспособность осуществлять рабочие манипуляции, писать и читать. Описываются все эти явления ещё одним показателем – коэффициентом передачи контраста, который колеблется около единицы.

 

 Яркая люстра в интерьере

 

Как избавиться от слепящего света?

Ответ на ключевой вопрос чаще всего прямо коррелирует с тем, какой вид осветительных приборов используется. Для потолочных светильников предусмотрены одни меры, для настенных – другие, для устройств наружного освещения – третьи. Общий подход к ликвидации слепящих отражений и бликов построен на формировании правильного угла рассеивания лучей путём усечения общего спектра и частичного его экранирования.

Среди распространённых мер, в частности, для промышленности, следует упомянуть заслонки (решётки, жалюзи). Зачастую они имеют параболическую или бипараболическую форму, позволяющие свет даже от крупного светильника ограничить требуемым образом. У некоторых моделей коммерческого назначения в комплекте может поставляться так называемое антибликовое кольцо, а бытовые изделия в основном ориентированы на то, что потребители сами подстроят правильные углы распространения лучей.

Разумеется, на этапе монтажа огромное значение имеет также высота размещения источника света. Подвесные светильники практически всегда выполняются либо с округлым плафоном, либо с уплощённым вытянутым корпусом, что само по себе уже призвано верно ограничить углы свечения. Дабы исключить непосредственное, прямое ослепление высота подвесов подбирается совместно с цветовой гаммой помещений, их отделкой, материалом и цветом напольного покрытия.

Среди самых неприятных для специалистов осветительных приборов – настенные светильники. Они распространяют лучи не вертикально сверху вниз, а горизонтально и по инверсной параболе – сбоку вперёд, в стороны, вверх и вниз. Усечь такой спектр – довольно сложная задача, поскольку наиболее очевидные решения одновременно с пользой приносят и вред. Всё дело в том, что это только в жилых помещениях такие модели совсем невелики и дискомфорт от них терпим. В торговле и промышленности монтаж изделия на стену означает, что в данной зоне требуется именно такая, обширная подсветка под неординарным углом. Если напрямую экранировать часть светового потока, само назначение прибора будет нивелировано. Потому вместо естественного отражения здесь используется искусственное, дополнительное: глянцевые отражатели одновременно закрывают от наблюдателя часть потока и перенаправляют её в нужную сторону. Подобная балансировка отнимает часы человеческого труда и довольно часто всё равно является несовершенной.

Среди всего осветительного оборудования наиболее удобными в этом плане являются приборы с подвижными плафонами. Чаще всего это спот-светильники той или иной конфигурации. Они позволяют менять угол свечения, не изменяя положения самого источника в пространстве. Ещё большую свободу потребителям предоставляют разве что трековые системы, перемещающиеся по шинопроводу. В быту, торговле и административных зданиях они вполне уместны, но для промышленности, к сожалению, не подходят по целому ряду факторов производственной безопасности.

Вдобавок к аппаратурному обеспечению нельзя забывать и про вторичные факторы – фон, интерьеры, отделку, драпировку, расстановку предметов мебели. Всё это элементы со своими оптическими свойствами. Живя на солнечной стороне, лучше выбирать матовые обои, пускай и в светлой расцветке, вешать гардины для уменьшения интенсивности света без потерь в общем позитивном восприятии пространства, предусматривать вертикальные жалюзи вместо горизонтальных для управления световым потоком естественного происхождения. В свою очередь, плафоны люстры не следует направлять на полированную мебель, зеркала, стеклянные элементы. Пускай она светит вдоль комнаты или в малоиспользуемый угол тёмного дивана. Так и освещённость не пострадает, и жильцам будет гораздо комфортнее.

 

 Блики от подвесных светильников

 

Вместо заключения

В этом мире ещё остаются вещи, которые даже современный человек склонен недооценивать. К ним относится и световое ослепление. Для подавляющего большинства – это неприятная мелочь, помеха, задача, на решение которой не принято тратить большие усилия. Вместе с тем, игнорирование подобной проблемы чревато значительными и неприятными последствиями.

У рядового сотрудника или домохозяйки недостаточное экранирование слепящих эффектов способно спровоцировать регулярные головные боли, хроническую усталость, перенапряжение глазных мышц, ассиметричный дискомфорт в глазах, потерю внимания, ухудшение зрения, головокружение и сонливость одновременно со скверным настроением без других объективных причин. Ещё существеннее могут быть проблемы у ответственного персонала на производстве: несвоевременное реагирование на происходящее, медлительность в экстремальной ситуации, задержка с принятием мер по обеспечению сохранности оборудования, повышение риска повторного возникновения опасных для жизни и здоровья людей обстоятельств. Другие сферы также страдают в определённой мере: ослепление водителей автотранспорта грозит травмами и серьёзными ДТП, ослепление спортсменов – невысокими результатами, снижением точности, скорости и координации, а ослепление посетителей кафе или покупателей в магазинах побудит их покинуть заведение без покупок. Только разумное проектирование и постоянный мониторинг существующей ситуации позволят сделать любое помещение достаточно комфортным для длительного пребывания человека.