Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Дизайнерские ошибки в освещении

Хотя работа дизайнера интерьеров во многом основана на планировании и прогнозировании различных человеческих потребностей, даже здесь присутствует немало ошибок. Большая часть из них проявляется не сразу, а со временем, когда помещения начинают обживаться людьми и их нужды становятся более наглядны. Кроме банального удобства при расстановке мебели, немало времени нужно уделять и освещению, иначе композиция светильников будет выглядеть хоть и красиво, но совершенно непрактично.

Сегодня мы постараемся рассказать потребителям о том, какие ошибки часто встречаются при создании проектов, чтобы в последующем каждый заказчик смог вовремя заметить и предупредить возможные неудобства ещё на ранних этапах ремонта. Если же оплошность уже была допущена и отделка квартиры завершена, исправить подобные ошибки зачастую бывает достаточно проблематично, а порой – почти невозможно без существенных изменений.

 

 Дизайн освещения кухни-гостиной

 

Дизайн интерьера и свет

В первую очередь необходимо понимать, что дизайн – это не точная наука, а творчество, но использует оно знания из разных сфер, в том числе, и математику. Вместе с тем, освещение проектируется по нормам и лишь вписывается в планируемую обстановку с учётом потребностей жильцов. Совершенно неважно, желает ли потребитель повесить у себя в гостиной хрустальную люстру или заменить единый источник света серией точечных светильников – в конечном итоге всё должно подчиняться правилам гармонии и функциональности.

С самого начала отметим важную вещь: в обязанности дизайнера интерьеров проектирование освещения не обязательно входит напрямую. Зачастую этот навык приобретается с годами, а потому обращаясь к молодому и перспективному специалисту без соответствующего портфолио Вы рискуете получить визуально интересный ремонт, который портит лишь одно – непрактичная постановка света. Нередко можно встретить проекты, в которых много достойных технических решений и приятная эстетическая составляющая, но расстановка светильников сводит общий эффект к нулю.

В эпоху постоянного роста и развития технологий не так-то просто держать руку на пульсе и соответствовать всем модным тенденциям в освещении. В середине прошлого века в моде были люстры, всего десять лет назад на пике славы находились точечные встраиваемые светильники, а сейчас растёт склонность к минимализму и использованию линейных спотов. Практически невозможно предугадать, что будет в последующие годы, а потому каждый новый проект должен предлагать не только интересные, но и долговременные решения, которые останутся актуальны ещё несколько лет.

 

 Освещение в столовой

 

Советы по оформлению и исправлению ошибок

Рассмотрим ряд вопросов, которые неминуемо встают перед хозяевами жилища и дизайнером на начальных этапах работы над конструктивным исполнением освещения в жилище.

Число осветительных приборов

Сколько можно? Сколько нужно? Эти вопросы вполне предсказуемы, однако аргументация ответа на них настолько ситуативна, что охватить все возможные варианты просто нереально. Мы остановимся на типичных решениях, которые чаще всего подходят большинству категорий заказчиков.

Сколь бы ни была для потребителя важна декоративная составляющая, необходимо понимать, что любой осветительный прибор, будь то люстра или потолочный светильник, прежде всего несёт утилитарную функцию – продлить активную деятельность человека с наступлением сумерек. Задумайтесь, как много света нужно именно Вашей семье. Кто из домочадцев работает по вечерам? Кто много читает? А кто лишь дремлет в кресле? Кому достаточно света от телевизора? Все эти вопросы нужно задавать себе ещё до того, как дизайнер приступил к работе, иначе придётся вносить весьма неприятные правки и адаптировать проект ко внезапно возникшим реалиям – а это редко положительно сказывается на визуальной стороне ремонта.

Вместе с тем дизайнер может и перестараться, наполнив помещение среднего размера наряду с люстрой целым рядом настенных светильников, приносящим мало практической пользы. Установка каждого прибора должна быть оправдана, иначе пострадает не только эффективность и Ваш кошелёк, но и общая концепция ремонта. Комнаты не должны быть перегружены элементами: например, в спальне кроме центрального источника света будут уместны лишь несколько бра, но никак не набор точечных светильников. Если размер помещения позволяет, интерьер можно дополнить торшером, но чаще всего они с бра взаимоисключающи.

Потому задача заказчика – вовремя остановить дизайнера. Вполне понятно его желание в максимальной степени задействовать все возможности современного светотехнического оборудования (равно как и повысить стоимость работ), но в итоге интерьер должен быть целостным и удобным, а не аляповатым и разрозненным. Практический опыт свидетельствует, что из всего многообразия осветительных приборов жильцы всё равно используют только один вид освещения и лишь изредка прибегают ко второму. Если стоит задача обеспечить светом помещение большой площади, использующееся для различных целей в разное время – гостиная / приёмная / зал для торжеств / комната отдыха / кабинет, то хорошим решением может стать комбинированное регулируемое освещение. Оно подразумевает использование двух-трёх независимых источников верхнего света – припотолочной люстры или светильников, управляемых при помощи диммера, вместе с несколькими более направленными светильниками. Для разных целей вторыми могут выступать настенные модели для подсветки стен или современные настольные лампы. Таким образом в одних ситуациях Вы сможете обеспечить высокую яркость и заливающий свет, в других – расслабляющий полумрак, а для работы применять приятное акцентное освещение по месту.

От недостатка освещённости квартиры обычно страдают реже, однако такое порой встречается в ультрасовременных интерьерах. Положим, хозяева не согласны поставить там даже люстру в стиле хай-тек, а целиком склоняются к минимализму. В результате для освещения задействуются LED-панели, число которых также недостаточно для освещения конкретного помещения. Исправить эту ситуацию достаточно просто: необходимо дополнить интерьер мощными настенными светильниками для гостиных, которые способны обеспечить надлежащий световой поток в помещении.

Залог успеха при выборе количества осветительных приборов состоит в общении между дизайнером и заказчиком, а также в чётком осознании последним собственных привычек. С технической же точки зрения важно соотносить производительность и энергоёмкость приборов. Вольфрамовые лампочки уже практически полностью вышли из употребления в современных ремонтах, но, если Вам не нравятся лампы в закрытых матовых корпусах и хочется вида, близкого к традиционному, рассмотрите возможность покупки филаментных светодиодных ламп. Чаще всего, потребители остаются полностью довольны результатом.

 

 Светильники на подвесах

 

Высота потолков и длина подвесов

Нередко все мы находимся на распутье между своими желаниями и возможностями. Облюбовав роскошную классическую люстру, порой приходится осознать, что высота комнаты элементарно не позволит её уместить. Вернее, физически это сделать реально, только вот предмет обожания будет постоянно мешать нормальному передвижению по квартире, притенять интерьер и создавать визуально гнетущее состояние.

Хорошо, если подобное положение вещей сохранится на уровне желаний, а не воплотится в жизнь, что тоже иногда случается. Причиной тому служит несоответствие размеров в реальности и на визуализации, которую рисует дизайнер. Потому среди важных советов есть и такой: сверять нужно все размеры, а вертикальные – особенно. В конечном итоге, человеческий фактор тоже не стоит отбрасывать: возможно, человек ввёл другие величины неумышленно.

Точно так же подвесные потолочные светильники могут эффектно выглядеть на картинках, но быть чересчур крупными для Вашего дома. Если общая идея такова, чтобы использовать именно модели на подвесах, поищите серию, у которой можно легко отрегулировать высоту – как на этапе первоначального монтажа, так и в последующем.

Помните, что рожковая люстра никогда не будет органично смотреться в обычной квартире с потолком 2,5 метра, а громоздкие настенные светильники отнимут драгоценное пространство в и без того небольшом коридоре. Лучше поискать компактный вариант или установить светильник направленного света.

Если же высота помещений позволяет установить более габаритный осветительный прибор, лучше выбирать такую модель, которая хорошо коррелирует с соотношением сторон самой комнаты. Асимметричные модели следует воспринимать с осторожностью и тщательно выверять их визуальное сочетание с окружением. Эксперты советуют при прочих равных выбирать люстры на подвесетак Вы получите большую гибкость освещения и с минимальной вероятностью навредите интерьеру, выполненному в любом стиле.

Альтернативы люстре в верхнем освещении

Всё чаще люди рассматривают иные варианты, кроме люстр, или же просто не видят необходимости в установке центрального источника света. Первыми, кто приходит на замену классике, становятся споты. Их можно увидеть во многих проектах: как разрабатывающихся, так и воплощённых. Подобными светильниками действительно можно осветить как просторную гостиную, так и столовую, коридор, лестницы. Визуальная составляющая также на высоте: с одной стороны изделия весьма лаконичны, а с другой – не лишены стиля. Одинаково хорошо впишутся они и в конструктивизм, и в модерн, и даже в лофт. Рассматриваемая модель хороша всем, кроме одного – изделий нужно много. Как и во встраиваемых точечных светильниках направленного света, поток лучей от спота ориентирован линейно и кучно, а потому для создания эффекта общей освещённости пространства придётся задействовать целую серию таких приборов.

Изначально они не были основными источниками света и рассматривались лишь как вспомогательные устройства, а потому даже сейчас далеко не все модели могут успешно справиться с поставленными перед ними задачами. Если Вы хотите обустроить с их помощью комнату, в которой пребываете часто, лучше не рисковать и склониться к более традиционным вариантам.

Если же Ваше стремление отбросить шаблоны совпало с видением дизайнера, можно вместо спотов использовать трековые системы с поворачивающимся плафоном. Такой подход во многом экспериментален, однако потребитель хотя бы получает контроль над освещённостью. Лучше всего такое освещение помогает зонировать помещения, расставлять акценты или направленно светить в область рабочей зоны.

 

 Освещение многоуровневого помещения

 

Заключительное слово

Порой встречаются ситуации, когда задумки дизайнера, которые хорошо вписываются в интерьер и подходят по техническим параметрам, попросту сложны в реализации. Особенно часто так бывает в дорогих ремонтах, когда часть интерьера наполняется авторскими элементами. И если со встраиваемыми и накладными точечным светильниками особо не поэкспериментируешь, то с другими разновидностями приборов дизайнеры часто перегибают палку. Современные компьютерные программы и средства визуализации позволяют смоделировать светильник любой конфигурации, однако после утверждения проекта с заказчиком встаёт вопрос, где же взять изделие, которое прежде не изготавливалось.

В результате на финальном этапе обустройства квартиры выясняется, что подобных приборов никогда на свете не было, подобрать в продаже похожие весьма проблематично, а если это и удаётся, цена на них будет астрономической. То есть приходится вносить очередные правки в проект и подбирать новые светильники, посетив с десяток салонов осветительной тематики. Чтобы избежать этого, лучше всего с самого начала проверять реальность приборов по каталогам, оценивать габариты изделий и их стоимость. Кроме того, можно поступить ещё хитрее: по окончании работы над проектом, имеющим проблемные и нестандартные решения, не теряйте контакт с дизайнером. Вместо этого заключите договор на авторский надзор – и вот уже все Ваши проблемы и треволнения будут возложены на него. Тогда он будет или вынужден самостоятельно заниматься подбором похожих на несуществующие светильников, или за свой счёт перерабатывать проект таким образом, чтобы всё в нём можно было без труда воплотить.