Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Дети и электрика: как обеспечить безопасность

Взрослому человеку не нужно объяснять, что помимо большой пользы электричество способно нанести и значительный вред. Ещё сложнее с детьми: они вообще не представляют себе, что такое ток, а потому и не могут его бояться. Никакие правила безопасности, которые мы воспринимаем как норму на основе своего жизненного опыта, не могут быть переданы ребёнку в буквальном виде. Сегодня мы поговорим о том, как можно сделать мир вокруг малыша или дошкольника безопаснее с применением несложных приёмов или использованием защитных средств, а также какие наставления следует давать детям постарше.

Основная сложность состоит в том, что маленький человек активно познаёт окружающую действительность, он более динамичен, чем взрослый, более любознателен и склонен щупать всё своими руками. Ему не удастся просто так объяснить, что люстра светит из-за движения электронов где-то в проводах, однако можно обозначить уровень опасности от взаимодействия с этой системой или просто оградить к ней доступ. Ключевой проблемой человека как биологического вида является неспособность воспринимать магнитные и электрические поля на осознанном уровне. У нас нет органов чувств, которые были бы ответственны за ощущение напряжения, а потому для объяснения ребёнку, чего же именно следует бояться, приходится прибегать к заметной степени абстракции. В любом случае задача родителей состоит в том, чтобы в первую очередь обезопасить свои чада, и только потом обучить их верному взаимодействию с розетками и электроприборами.

 

 Ребёнок и розетки

 

Всесторонняя защита

Защищать малышей от электричества в разном возрасте приходится неодинаково. На первом году жизни вероятность контакта ребёнка с любыми изделиями под напряжением минимальна: новорождённый постоянно находится на руках или в кроватке, практически не имеет возможности самостоятельного передвижения по жилищу и неусыпно контролируется родителями. Для обеспечения нормального уровня безопасности в таком возрасте можно вообще не использовать средства экранирования розеток или делать это только для самоуспокоения, параллельно приучая таким образом домочадцев на будущее к новой политике обращения с электроточками.

Вместе с тем, если Вы знаете, что ребёнок будет постоянно на руках при перемещении по дому и в значительном количестве ситуаций это сопряжено с выполнением домашних работ, следует предпринять некоторые пассивные меры предосторожности. Во-первых, необходимо контролировать ручки малыша, когда он находится на Вас в переноске, а Вы заняты бытовыми делами. Во-вторых, обязательно стоит заранее проверить надёжность системы электроснабжения жилища, убедиться, что электрофурнитура установлена прочно, участки оголённых проводов отсутствуют, а используемая техника исправна и заземлена.

Начиная со второго года, можно переходить к активной фазе защиты: зачастую проблему детского любопытства отлично решают пластмассовые заглушки для розеток. Они бывают с прямым креплением и с поворотным. Хотя вторые чуть дороже, Вам придётся их приобрести, если малыш будет слишком подвижным и смышлёным для своего возраста, из-за чего научится легко расправляться с обычными заглушками. Пока данные изделия ещё не куплены или в случае их утери можно в качестве временного решения экранировать гнёзда любым другим доступным способом – например, просто заклеить лейкопластырем или даже скотчем. Это, конечно, нетехнологично, но зато лучше, чем ничего.

Некоторые родители вполне сознательно пренебрегают использованием подобных средств, поскольку полагают, что розетки в их доме находятся на достаточно безопасной высоте. Тем не менее, следует помнить, что малыш старше года уже способен взобраться на другой объект, чтобы добраться до своей цели, а также довольно часто может взять в руки достаточно тонкий токопроводящий предмет, который дотянется до гнезда. И здесь уже двойная опасность: тонкие металлические вещи обычно являются острыми, что угрожает здоровью ребёнка ничуть не меньше тока. Вместе с тем, спицы и шпильки, скрепки и булавки, гвозди и вилки, проволока и вообще любые токопроводящие пластинки отлично входят в зазоры электрофурнитуры. Не только розетки, но даже выключатели могут быть весьма опасны при неблагоприятном стечении обстоятельств – когда они расположены по европейской системе на высоте 75-90 см от пола, а в руках у малыша плоский металлический предмет, способный пролезть в щель под клавишей или прямо в подрозетник. Заранее убирайте такие вещи из виду.

Ещё одна довольно распространённая среди маленьких детей тенденция – грызть провода. В период, когда режутся зубки, Вашему чаду совершенно всё равно, что жевать. Потому, если родителям не удалось внушить ребёнку хотя бы минимальную синонимичность понятий «провода» и «опасность», все питающие шнуры должны быть убраны из его поля зрения. Безусловно, качественный кабель или провод всегда имеет не только достаточно прочную наружную оболочку, но и слои электрической изоляции под ней, которые не так-то легко прогрызть маленькими детскими зубками, однако если оставить малыша надолго за подобным занятием, он всё же сумеет добраться до токопроводящих жил.

Важно научиться подальше убирать провода и по другим причинам. Первая из них – безопасность перемещения. Когда ребёнок начинает ходить, а вслед за тем, и бегать, лучше, чтобы под его ножками не было потенциально травмоопасных предметов. Если он зацепится за что-либо, то может упасть и серьёзно пораниться. Если есть такая возможность, все лишние провода, не проложенные в стенах, скройте за специальными плинтусами с кабель-каналом. Вторая причина – искрение. Когда малыш на бегу заденет провод и тот резко выдернет вилку из розетки, весьма вероятно появление большой искры, которая может упасть на обои, поджечь их и распространить пламя, а это уже неконтролируемая пожароопасная ситуация. Наконец, третья причина – порча имущества. Безусловно, любые родители отлично знают, что маленький ребёнок – это источник неприятностей для всего, что плохо лежит и хорошо бьётся, однако ещё опаснее, когда он может повредить домашнюю электросеть. В данном контексте мы уже не говорим о засовывании шпилек в розетку – если вовремя объяснить малышу неправильность этого действия, в дальнейшем поползновений сделать что-либо подобное практически не бывает. Сейчас речь о том, что бегущий по квартире ребёнок, ноги которого запутались в проводах, наверняка захочет быстро избавиться от внезапных пут, а потому резко дёрнет шнур. В результате, розетка может быть выдернута из подрозетника, перекошена или повреждена. В любом случае, теперь она станет ещё опаснее, чем была. По тем же причинам не следует оставлять на полу провода, идущие к торшерам или другим осветительным приборам, нужно убирать повыше шнуры питания бытовой техники, а удлинители и сетевые фильтры по возможности вообще крепить к стене на высоте не менее 70 см и как можно ближе к месту использования.

При приближении к трём годам ребёнку обычно уже удаётся более-менее доходчиво и близко к научной правде объяснить, что такое ток, зачем он нужен и почему опасен. Тем не менее, всё же следует помнить, что у малыша, а потом и дошкольника, нет ни достаточного опыта, ни какого-либо контекстуального понимания ситуации. Потому его можно научить в нужной мере опасаться розеток и взаимодействовать с ними только под присмотром родителей, однако всё ещё трудно объяснить, что такое короткое замыкание или электропробой на корпус прибора. Разумеется, заставлять малыша бояться большей половины техники в доме, не вариант. Всё, что необходимо в этой ситуации сделать родителям – оборудовать жилище надлежащей защитой. В домашнем щитке может не быть реле напряжения, оно нужно в большей степени для индикации и обеспечения сохранности техники, но обязательно должны быть автоматические выключатели и УЗО, чтобы всесторонне минимизировать возможные опасности при взаимодействии со внутренней электросетью.

 

 Заглушки для розеток от детей

 

Теоретическая подготовка

Разумеется, не одни только ограничительные и предупреждающие меры должны быть на вооружении родителей. Значительную роль в воспитании правильного отношения к электротоку играют и разъяснительные беседы. Здесь папе с мамой важно вспомнить, что даже взрослые люди не до конца осознают его природу и вряд ли смогут технически верно описать способ и место возникновения тока, механизмы промышленного производства или транспортировки электроэнергии на большие расстояния, а также принципы его преобразования в некую полезную работу внутри бытовых приборов. Соответственно, для детей понять подобные вещи ещё сложнее, причём во много раз.

На начальных этапах можно просто обозначить значимость и опасность розетки, как ближайшего к нам источника электричества. Когда малыш уже начнёт ассоциировать электроточки и приборы с зоной повышенного внимания, можно начинать обзорные беседы. Сегодня в интернете довольно легко отыскать немало разных техник и поэтапных методик обучения детей электрической грамотности, в том числе, и в игровой форме. Вдумчивый разговор, тематический мультик или даже ролик на YouTube помогут Вам заложить у ребёнка основу понимания того, что собой представляет электрический ток, где и зачем применяется, а также чем может быть опасен.

В наше время даже в детских садах воспитатели часто проводят с детьми ознакомительные и демонстрационные занятия по электробезопасности в быту. Это позволяет малышу воспринимать свечение лампочки не как магию, а как результат неких действий человека, а также учит нюансам обращения с электроприборами и освещением. С педагогической точки зрения, выработать у ребёнка верное отношение к электричеству в раннем дошкольном возрасте поможет понятность формулировок при изложении сути данного явления, хорошая наглядность примеров, а также высокий уровень дисциплины и самоконтроля у малыша.

Если же говорить о детях от пяти лет и старше, у них уже должно быть довольно твёрдое понимание того, что такое электричество – в широком смысле, во всех его появлениях. Пусть сугубо технические объяснения будут даны им ещё только через несколько лет в школе, но некий созерцательный опыт в этом возрасте присутствовать должен обязательно. В первую очередь, это связано с тем, что дошкольник имеет на порядок больше свободы, чем двух-трёхлетний малыш. Он может сам ходить гулять во двор или в парк, общаться с другими детьми, находить что-то на улице, взаимодействовать с объектами инфраструктуры без присмотра родителей или при их условном, удалённом контроле. Соответственно, выходя на улицу, ребёнок попадает в другую среду, где может оказаться немало электрических опасностей.

Самое важное в этом периоде – научить детей распознавать факторы, потенциально угрожающие их жизни и здоровью. Подвижные игры с другими ребятами, катание на велосипедах, изучение местности – всё это может привести дошкольников к трансформаторной будке, фонарному столбу с открытым щитком и торчащими проводами, оборванным и повисшим до земли кабелям или просто подножию опоры линии электропередач. На данном этапе дети должны знать, что прикасаться к чему-либо в подобной зоне не стоит, что её лучше покинуть и не играть здесь, а по возвращении домой оповестить родителей об опасном объекте или местности.

Последний аспект следует особенно отметить потому что ответственный взрослый человек не оставит ситуацию без контроля. Безусловно, можно попытаться запретить своему чаду больше не приближаться к тому самому столбу, однако в этом возрасте уже не стоит ждать беспрекословного повиновения. В результате, если в первый раз ребёнок сдержал своё любопытство, то в следующий раз, попав туда с группой сверстников, вполне может повести себя как-то иначе. Наиболее правильная, и даже, безо всякого пафоса, социально ответственная реакция – попросить ребёнка отвести Вас на то место и устранить опасность любым доступным способом. К примеру, если где-то на распределительном щитке просто открыта дверца, Вы можете её закрыть. Если дело происходит в частном секторе, отец ребёнка часто может самостоятельно обесточить участок при помощи защитной автоматики где-нибудь на следующем столбе, взять инструменты и починить питание фонарей. Даже женщина, которая не разбирается в вопросах электричества, способна повлиять на ситуацию: она вольна взять телефон и позвонить электрику или в специальную службу, сотрудники которой приедут на место и устранят неисправность.

В младшей школе дети становятся ещё более самостоятельны. У них появляются новые друзья и интересы, формируются хобби и планируется досуг. Так, если Вы – родитель и знаете, что ребёнок собирается скоро идти с ровесниками запускать воздушного змея, следует предупредить его, что это нельзя делать возле ЛЭП. Любой порыв ветра может забросить игрушку на провода, а дальнейшие события уже будут развиваться по ситуации. К примеру, если дети попытаются достать змея своими силами, это опасно залезанием на опоры и не только поражением электричеством, но и падением с большой высоты. Если змей прицеплен на нитку или верёвку, в случае соприкосновения с проводами он может просто сгореть и тем самым, в принципе, решить проблему. Однако если он крепится к тросику или длинной телескопической удочке, всё гораздо серьёзнее. Металлосодержащие объекты являются хорошими проводниками и при касании к линии электропередач могут дать разряд на человека. Потому следует заранее провести с ребёнком разъяснительную беседу – не просто о том, что «это может быть опасно», но и с пояснением, почему, а также указать, какими последствиями грозит.

 

 Ребёнок и удлинитель

 

Постарайтесь предугадать, где могут играть дети в пределах Вашего двора, квартала или нескольких соседних улиц. Начиная с возраста, когда у ребёнка появляется свобода выхода во двор, необходимо детально объяснять, как действовать в различных ситуациях (в том числе, и с людьми), как вести себя при потенциальной электрической угрозе, как помочь другому и при этом не подвергнуть опасности себя. Возьмём простой пример: одна из наиболее распространённых из-за своей простоты детских игр – прятки. Ребёнок видит задачу спрятаться так, чтобы никто не нашёл, залезть туда, где скорее всего даже не будут смотреть.

Практически в каждом крупном дворе или квартале можно найти распределительный шкаф или мини-подстанцию, обычно в зданиях из белого кирпича. К большому сожалению, в нашей стране никто не контролирует закрытость таких зон и помещений, двери в них имеют прорехи, замки отсутствуют, ограждающие заборы повреждены. Нужно объяснить ребёнку, что подобные объекты крайне опасны – что там во много раз больше вольт, чем в квартирном распределительном щитке, с назначением и опасностью которого школьник и дошкольник уже будут наверняка знакомы. Вместе с тем, не стоит ограничиваться указанием на опасность только лишь незапертых объектов: даже если электротехническое здание или оборудование закрыто, к его ограждению или корпусу всё равно не следует прикасаться.

Ещё одна весьма распространённая опасность – оборванные провода. До тех пор, пока к месту аварии прибудет ремонтная бригада, огромное множество местных жителей и в особенности детей окажутся под угрозой поражения электрическим током. В подобной ситуации жизни и здоровью грозит не только касание к токопроводящим жилам, но и шаговое напряжение, действующее в довольно большом радиусе от места падения высоковольтного кабеля. Родителям в обязательном порядке следует самим разобраться в данном явлении и рассказать о нём ребёнку. Для детей опасность шагового напряжения даже больше, чем для взрослых, и на это есть целых две причины. Первая из них заключена в меньшем сопротивлении организма из-за малой массы тела. Соответственно, чем младше и легче ребёнок, тем больше и быстрее на него будет воздействовать электричество. Вторая причина состоит в том, что поражающее действие тока зависит от разницы потенциалов, а она увеличивается в зависимости от расстояния между ногами при ходьбе. Многие, конечно, скажут, что у взрослого шаг шире, чем у ребёнка – и это правда, но только в абсолютных единицах и в спокойной ситуации. Если же брать размах в отношении к пропорциям тела, то у детей, особенно бегущих, он будет почти в 2 раза больше. Прибавим к этому невнимательность и гораздо меньшее собственное сопротивление – и вот картинка налицо. При прочих равных условиях в большей безопасности будет медленно бредущий взрослый. Необходимо научить ребёнка, что из зоны, где лежат оборванные провода, нужно не бежать, а выходить гуськом, приставляя ноги одна к другой, пяткой к носку. Кроме того, особое внимание следует уделить тому, что во время дождя или после него, когда асфальт или земля ещё мокрые, радиус опасности увеличивается, а потому начинать идти как обычно, дабы поскорее удалиться от эпицентра, можно будет лишь позже.

Школьники младших классов в наше время обычно уже в достаточной мере осведомлены обо всём, что следует знать взрослому человеку, однако у них по понятным причинам нет ни внутренней дисциплины, ни как таковой опаски, подкреплённой фактическими данными, ни достаточного жизненного опыта, чтобы расставлять приоритеты при обращении с неисправными и подозрительными электрическими объектами. С определённого возраста уже следует приучать ребёнка «помогать» родителям: вставлять вилку в розетку, включать электроприборы и пр. Вместе с тем, необходимо детально ему разъяснять даже самые простые нюансы – что электроды вилки следует сразу ориентировать в плоскость отверстий, а не хаотично «ковыряться» в гнезде, надеясь попасть; что извлекать её можно только держась за штепсель, а тянуть за провод запрещается; что розетку лучше придерживать рукой, дабы не расшатывался механизм и сам подрозетник.

Сказанное ранее справедливо также для техники и разных осветительных приборов: на клавиши пуска и включения нужно давить мягко и равномерно, а не резко и точечно по ним бить. Нужно объяснить, что кнопочные выключатели на шнурах питания и корпусах настольных ламп – это довольно хрупкие элементы и они могут не выдержать даже десятка таких силовых экспериментов. В быту родителям нужно постоянно контролировать целостность вилок и розеток, а также напоминать об опасности, если ребёнок проявляет особенный интерес к электричеству.

Вместе с тем, так называемую «помощь родителям» необходимо держать в определённых рамках. Порой ребёнок видит, что при поломке какого-либо устройства, папа садится его чинить. В таких ситуациях нужно сразу же пояснить, что делать это может только взрослый, а у детей не должно возникать даже мысли полезть в корпус прибора, если он вдруг забарахлил. По тем же причинам ребёнок не должен снимать защитные корпуса с техники, заменять лампочки, вкручивать новые «пробки» или взводить автоматические предохранители. С подобными вещами лучше начинать знакомство к средним классам школы, когда у ребёнка будет достаточно технических знаний, общего понимания мира и уровня ответственности.

Есть вещи, которые лучше запомнить даже взрослым, если они взялись за обучение младшего поколения. К примеру, протирать корпуса приборов, особенно металлические, можно только после отключения устройств от сети. Прикасаться к ним мокрыми руками не следует ни при каких условиях, а если что-либо из техники пришлось помыть водой, необходимо дать изделию высохнуть как можно дольше. Поведение, которое противоречит этим требованиям, считается опасным в любых условиях, а если в доме отсутствует заземление, угроза ещё гораздо больше.

Единственное, чему, возможно, стоит научить дисциплинированного и послушного ребёнка – это отключать «автоматы». Безусловно, это сопряжено с некоторым дискомфортом для родителей, которые заботятся о благополучии своего чада, однако на фоне опасностей, которые грозят как ему самому, так и всему имуществу в жилище, такой подход считается нормальным. Вдобавок, отключать автомат в тысячи раз безопаснее, чем взводить, а потому о втором здесь речи не идёт. Однажды может случиться так, что ребёнок услышит запах плавящегося пластика или горелой изоляции – исходить он может как от бытовой техники, так и от светильника или проводки. Если вытягивать из розетки вилку дымящегося прибора руками ему страшно или же объективно небезопасно для любого человека, лучше просто обесточить участок цепи и оповестить о ситуации родителей. Это приём с максимальной степенью безопасности и гарантированным результатом.

 

 Дети и розетка

 

В среднем школьном возрасте появляются свои опасности. Дети любят хвастнуть перед сверстниками своей ловкостью, меткостью и смелостью, особенно если это мальчики. Подобное поведение провоцирует попытки залезть на опору ЛЭП, бросить что-либо на провода, разбить керамические изоляторы, вскрыть замок на двери в трансформаторную подстанцию и пр. Разумеется, многое зависит от воспитания, однако подростковый кураж сложно перебить запретами. Гораздо продуктивнее хотя бы теоретически подготовить ребёнка, научить его читать знаки и обозначения, рассказать, на что обращать внимание, какие характеристики тока в чём измеряются. Есть высокая вероятность, что, изучив информационную табличку и сопоставив величины с известными ему 220 В, подросток передумает подвергать себя опасности.

Отдых на природе, который является неотъемлемой частью жизни подростка, также должен быть обсуждён с родителями – не только на предмет общей модели поведения, но и с точки зрения электробезопасности. Так, если предполагается небольшой загородный пикник с друзьями, нужно обратить внимание на то, что отдыхать возле ЛЭП не стоит. Кроме того, обязательно рассказать детям, как вести себя, если их на природе застанет гроза. Раньше правильным считалось прятаться под дерево, хотя на самом деле этот вариант весьма плох. Если это единственное дерево на большой площади, именно оно является наивысшим объектом, а потому вероятность попадания в него молнии максимальна. От одиноко стоящего дерева всегда лучше держаться подальше. При отдыхе в лесу вероятность поражения молнией на множество порядков меньше, но, если есть возможность укрыться под деревом, которое ниже других или просто упало, так и следует сделать.

Если предполагается рыбалка, необходимо выбирать ту сторону водоёма, которая дальше от линий электропередач. Удить возле ЛЭП – значит, сознательно подвергать себя ненужному риску. Длинная удочка и ещё более длинная мокрая леска с металлическим крючком на конце – идеальный путь для тока от проводов в землю через тело человека. Каждый ребёнок должен сызмальства быть приучен уходить в сторону от любых электрических объектов при взаимодействии с водой и удилищем.

 Ещё одним источником поражения электрическим током, о котором следует упомянуть напоследок, является… школа. На уроках физики, трудов, а порой и химии, при проведении лабораторных работ ребятам предстоит столкнуться с силовым оборудованием. Учителя всегда стараются непосредственно перед экспериментальной частью провести инструктаж по технике безопасности, рассказать о нюансах опыта, но это не уменьшит желания ребёнка баловаться и озорничать. Потому следует обучить подростка быть серьёзным в такие минуты, внимательно слушать учителя и делать только то, что он говорит, без самодеятельности. Кроме того, родителям следует подготовить ученика, что в отечественных реалиях даже выданное лабораторное оборудование может оказаться неисправным или барахлить, а потому внимательность при проведении эксперимента должна быть на пределе.

Электричество окружает нас повсюду и сложно найти место, где бы его совсем не было. Тем не менее, человек научился находить способы сделать свою жизнь безопасной даже рядом с ним. Крайне важно передать каждому следующему поколению накопленный опыт, предостеречь детей от ошибок, всё показать и объяснить. В действительности это не так сложно, как кажется, однако для достижения результата родители должны ответственно относиться к своим обязанностям и сами иметь достаточный запас достоверных знаний о природе электричества.