Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Акцентное освещение в интерьере

Наиболее знакомым человеку является общее освещение, однако полная световая картина в помещении всегда включает в себя ещё и акцентный свет. Его роль сводится к тому, чтобы обратить внимание наблюдателя на определённый объект, создать необходимый визуальный эффект, уйти от тривиального восприятия предметов интерьера. У потребителей есть целый ряд вопросов: что и как следует освещать акцентно, есть ли к этому особые требования, какие приборы лучше всего использовать и т.д. Во всём этом мы и предлагаем сегодня разобраться нашим читателям.

Часто можно услышать мысль о том, что акцентное освещение чаще и больше применяется в просторных, крупных помещениях, однако это не совсем так. Правильнее будет сказать, что в большой комнате его охват заметнее, поскольку там оно не прячется по углам, а является неотъемлемой частью базового искусственного освещения. Порой потребители неверно понимают роль светового акцента и расценивают его как чересчур яркий, навязчивый свет, которому не хватает мягкости. В то же время именно такая задача перед ним и стоит: обеспечивать высокую яркость, задавать чёткую направленность освещения, создавать световое пятно довольно малого диаметра.

 

 Акцентированная подсветка потолков

 

Особенности акцентного освещения

Для специалистов по светотехнике свет – это, прежде всего, инструмент формирования впечатления о пространстве, и только потом средство повышения комфорта существования человека. На деле верная расстановка светильников часто гораздо более важна, чем их яркость, хотя в это может быть сложно поверить. Не будь принципов такой расстановки, все квартиры выглядели бы одинаково, поскольку кардинально разных типов осветительных приборов существует не так и много. Давайте же рассмотрим сущность акцентного освещения как одного из самых значимых факторов в процессе создания неповторимой атмосферы в интерьере с учётом всех его особенностей.

Правильно построенный акцентный свет всегда локализуется на небольшой площади, направлен строго в необходимую зону и имеет малое боковое рассеивание. Стоит отметить, что фактическая яркость используемых лампочек может быть не очень высокой. Нужный эффект в большей степени создаётся благодаря сфокусированности светового пучка, а не из-за мощности источника. Выразительное освещение помогает выделить определённый предмет на полке, подчеркнуть цвет или текстуру материала, продемонстрировать архитектурные особенности интерьера. Кроме того, акцентное освещение зачастую размещено так, что светит в противоположную сторону от центра комнаты или распространяется по касательной к стенам. Таким образом, оно пассивно помогает выстроить фоновую освещённость помещения – и, вопреки ожиданиям, формирует не слепящий свет, а мягкий задний план.

С точки зрения применимости, акцентное освещение является далеко не универсальным. Существует уйма стилей, в которых ставить световой акцент попросту не на что – это, конечно же, минимализм, скандинавский и эко-стили, порой даже кантри и лофт. В последних двух случаях сама концепция дизайна часто базируется на фрагментарной подсветке отдельных элементов, которую и так можно с определённой натяжкой причислить к акцентному освещению, так что создать здесь дополнительный световой фокус на чём-либо будет попросту невозможно.

Кроме того, необходимо понимать, что акцентное освещение – это довольно недешёвое удовольствие. Комплект светильников направленного света или спотов не только потребует дополнительных затрат, но и объективно будет недостаточно полно соотноситься с тем полезным осветительным эффектом, который их наличие окажет на освещение комнаты. Количеством света, сфокусированным в пучки и направленным всего на пару-тройку объектов на полках и стенах, можно было бы неплохо осветить почти всю комнату, однако этого происходить не будет. То есть, потребителю в любом случае придётся прибегнуть к установке центрального источника освещения. Лучше всего, если в качестве последнего выступит люстра, плафоны которой будут направлены в разные стороны под небольшим углом вниз. Тогда световая картина в комнате будет восприниматься правильно: с одной стороны, не будет дискомфортного для человеческого глаза перепада по яркости, а с другой – сохранится вполне отчётливый акцент на отдельных деталях обстановки.

Необходимо запомнить, что приёмы акцентирования света служат сугубо декоративным целям – рассчитывать на них как на замену или альтернативу общему освещению не приходится. Сама идея акцентного освещения подразумевает определённую элитарность жилища, широкий размах и, как минимум, средний объём помещений. Не следует пытаться расставить споты в гостинке или съёмной однокомнатной квартире – этим Вы только усугубите восприятие малого метража своего жилья. Для того, чтобы возник запланированный эффект, нужно место: к примеру, между источником света и тем объектом, на который он направлен, должно выдерживаться расстояние не менее одного метра. Оптимальная величина колеблется от 1,2 до 1,5 метра. При этом, разумеется, на пути света не должно быть препятствий, чего практически невозможно добиться в малометражке. Разумеется, встречаются ситуации, когда светильник расположен гораздо ближе к объекту, однако такое освещение правильнее называть локальным или точечным, поскольку сама осветительная концепция в таких случаях будет пересмотрена. Исконно акцентный свет базируется на том, что источник подсветки не сразу попадает в поле зрения наблюдателя, благодаря чему и формируется тот самый эффект лёгкой загадочности.

 

 Направленные светильники на шинопроводе

 

Где уместна акцентная подсветка?

Порой потребители считают, что слишком много подсветки не бывает, и организовывают направленное освещение почти всех значимых для них предметов на полках, заливают локальным светом элементы мягкой мебели, аксессуары и прочие мелочи. Делать так не запрещено, однако теряется первоначальный замысел преподнести только лишь отдельные вещи как наиболее важные, драгоценные. Грамотно выставленный акцентный свет – это искусство сродни театральному, а потому он не может быть повсеместным в жилье. Разумнее всего сконцентрироваться на следующих зонах и объектах.

  1. Всегда актуальной остаётся направленная подсветка предметов гордости хозяев: наград, личной коллекции, небольших по размеру изделий из дерева или камня. Даже для широкой полки обычно хватает двух светодиодных светильников, которые расположены у противоположных концов инсталляции и посылают свои лучи по касательной к стене или перекрёстным образом. Второй способ выглядит богаче, но для того, чтобы правильно сориентировать плафоны приборов придётся немало потрудиться. Кроме того, такой способ не очень хорошо смотрится при низких потолках в помещении, так что этот фактор необходимо принимать во внимание при планировании.
  2. Для красивых аксессуаров, статуэток, миниатюрных ваз и прочих вещей, назначение которых перекликается с предыдущим пунктом, но фактическая ценность при этом ниже, можно организовать локальную акцентную подсветку. Существует два способа, как её сделать. Первый – проложить монохромную светодиодную ленту под или над каждой полкой, а второй – вмонтировать небольшой светильник в саму полку. Матовые стеклянные листы, внутри которых скрывается лампочка или отрезок той же ленты – это отличное дизайнерское решение, одновременно простое и очень неординарное.
  3. Если у Вас в доме различные безделушки хранятся на этажерках или стеллажах (особенно металлических), очень часто существует возможность смонтировать на вертикальных опорах конструкции миниатюрные точечные светильники, чтобы получить освещение музейно-витринного типа. Хотя принцип удалённости источника от освещаемого предмета в данном случае не соблюдается, в целом, подобный метод довольно удобен и эффективен, а потому имеет полное право на существование.
  4. Чтобы осветить ниши в стенах и перегородках, обыграть колонны, альковы, углубления, короба или выступы в помещении, всегда необходимо проанализировать соотношение между данным архитектурным элементом и габаритами помещения. Кроме того, не все подобные конструкции заслуживают внимания – некоторые из них, наоборот, нуждаются в том, чтобы остаться как можно менее заметными. Специалисты рекомендуют поступать просто: если ниша декоративная, осуществить в ней подсветку снизу, используя всё те же LED-ленты или светодиодные линейки, закрываемые цветным стеклом. Колонны или нежелательные углубления в стенах можно скрасить при помощи небольшого продолговатого светильника, который распространяет свет сразу в двух направлениях – вверх и вниз. При этом внутри ниш стоит поставить что-нибудь нейтральное: ряд книг, настольные часы или неяркую вазу. На колоннах светильники следует располагать так, чтобы человек не мог случайно задеть их при ходьбе, то есть, не ниже 1,7 м.

 

 Нижняя подсветка в коридоре

 

  1. В акцентном освещении всегда очень нуждаются ступени лестниц, ведущих на верхние этажи дач и коттеджных домиков. В данном случае, это не только уместное декоративное решение, но и вопрос безопасности. Оптимальный выбор – это встраиваемые точечные светильники с матовыми рассеивателями. Такие изделия не ослепляют наблюдателя при взгляде на ступеньки сбоку и при этом способны вполне эффективно выполнять свои функции в тёмное время суток. Используйте светодиодные решения, поскольку они наиболее компактны и не перегреваются, работая в небольшом замкнутом объёме.
  2. Если в дизайне Вашей комнаты присутствуют вещи с выраженной текстурой – стены, выложенные декоративным камнем, толстые рельефные обои, драпировка и пр., всё это можно очень интересно подчеркнуть при помощи верхней акцентной подсветки. Для этих целей зачастую применяются всё те же точечные осветительные приборы, встраиваемые в потолок, однако в некоторых ситуациях гораздо более целесообразными могут оказаться трековые системы, размещённые почти впритык к стене.
  3. Для картин и крупных фотографий приборы акцентного освещения необходимо подбирать сообразно с тем, как сочетается цветовая гамма стены, на которой они висят, и само наполнение изображения. Для графики и чёрно-белых фото уместными снова окажутся модели на шинопроводе, однако в этот раз их нужно по всем правилам «отодвинуть» от рамок на расстояние около метра. В случае с яркими цветными изображениями вполне подойдёт даже локальный свет, получаемый при помощи специальных светильников-подсветок, соотносящихся с размерами полотен. В данном контексте, как нигде, важно помнить о необходимости использования только высококачественных ламп с индексом передачи цвета CRI не менее 85 единиц.
  4. Подсветку для специфических аксессуаров необходимо продумывать в индивидуальном порядке. Шпаги, деревянные маски, стрелковое оружие, рога животных и пр. лучше всего освещать с двух точек, используя настенные светильники на длинных ножках и направляя их плафоны почти навстречу друг другу. Более приземистые изделия – сундуки, плетёные кресла, старинные прялки и крупные резные фигуры из дерева, наоборот, лучше освещать сверху. Для этого могут пригодиться подвесные потолочные светильники округлой формы, свисающие на необходимую высоту.
  5. Все прочие предметы интерьера – статуи, скульптурные композиции или просто неординарные аксессуары, лучше всего располагать возле светлой стены. Ставить их впритык к плинтусам не рекомендуется, поскольку тогда тыльную сторону объекта не получится осветить отражённым светом: расстояния в 10 см от перегородки обычно хватает, чтобы предмет выглядел нормально. В качестве осветительных приборов подойдёт пара направленных светильников, закреплённых на потолке.
  6. В ряде случаев для придания уюта акцентное освещение можно воссоздать даже при помощи нетипичных осветительных приборов. Так, изящную мраморную или нефритовую фигурку на тумбочке гораздо успешнее подчеркнёт настольная лампа, чем свет удалённого источника. Важно только, чтобы её абажур имел нейтральный рисунок или был однотонным.